Бритвы и духи, сыр пармезан и вино, компакт-диски и нижнее белье, а
также ветчина, кофе, батарейки, грибы и шафран… Все эти соблазнительные
вещи маленьких размеров и высокой стоимости - самые желанные цели для
представителей клана магазинных воров. А иными словами, клиентов-воров,
которые часто ничем не отличаются от других покупателей.
Кто и что ворует
Большой магазин – настоящий рай для воров. Ни системы
видеонаблюдения, ни фейс-контроль, ни магнитные полосы не могут
остановить поток товара, уходящего мимо кассы. Кассиры и охранники,
упаковщики и экспедиторы, фасовщики и простые покупатели – все
прикладывают руку к «движению» товара налево.
Справка «УК».Неоспоримым фаворитом среди
«унесенного» оказались презервативы. В среднем 57,7% этих товаров в
магазине остаются неоплаченными. При этом лишь 33% похищенных
презервативов пропадают в торговом зале, остальное воровство, видимо,
происходит на складе. На втором месте – женское белье. Исследования
показали, что по этой группе товара воруют до 27% изделий. Причем,
процент хищений весьма стабилен и не зависит от конкретных марок. Далее
следуют бритвенные лезвия (20%), шоколад (17,1%), тампоны и прокладки
(17%), батарейки и аккумуляторы (16,2%), а также спиртные напитки
(7,3%).
Иногда воры выглядят респектабельно, они осматривают полки с
безразличным видом и рассчитывают, что их действия останутся
незамеченными и им удастся принести домой то, что они не могут себе
позволить, вернуться из супермаркета с карманами, полными того, чего
они не должны были брать.
В последнем докладе английского специализированного института
«Центр исследования розничной продажи» («Centre for retail research»)
приводятся данные об этой тайной войне между менеджементом и ворами,
которая каждый день ведется в больших магазинах, в дисконтах, во всех
пунктах продаж. На коммерческом жаргоне это называется «инвентарная
разница». Речь идет о потерях, связанных в большинстве случаев с
кражами: в 2005 году в ЕС с прилавков исчезло товаров на 32 миллиарда
евро!
В этой классификации бесчестных людей страной с самым низким числом
подобных краж значится Швейцария. Италия находится где-то посередине.
От бессовестных клиентов больше всех страдает Великобритания, а в
последнее время – и страны Восточной Европы. В том числе Украина, где
почти ежемесячно открываются новые супермаркеты со свободным доступом
покупателей к товарам.
Ответственность за жульничество распределяется следующим образом:
49% – клиенты, 30% – обслуживающий персонал, 7% – поставщики. Например,
в Италии каждый год на месте преступления задерживается свыше ста тысяч
человек.
Интересно, что воровство существует в самых различных местах
продаж, как в бедных, так и в богатых кварталах. Невозможно составить
портрет того, кто совершает кражи. Например, еще на слуху скандалы в
отношении российской гимнастки Ольги Корбут и американской актрисы
Вайноны Райдер. Первая была арестована в США в супермаркете «Пабликс».
При гимнастке были обнаружены неоплаченные товары: кусок сыра, бутылка
шоколадного сиропа, фунт инжира, пакетик чая «Эрл грей» и сезонная
приправа на общую сумму 19 долларов 35 центов. Согласно же записям,
осуществленным камерами видеонаблюдения, номинированная на премию
«Оскар» Вайнона Райдер пыталась совершить кражи в нью-йоркском магазине
«Barneys» и в «Neiman Marcus» в Беверли-Хиллз. Стоимость украденных
вещей составляла 5 тысяч 600 долларов США.
Задержанная недавно в одном из магазинов немецкая воровка украла товара сразу на десять тысяч евро!
Движение «евробомжей»
Существует три типа воров: 1) те, у кого есть нужда, 2) молодые
люди, которые идут на провокацию, чтобы почувствовать себя взрослыми,
и, 3) наконец, профессионалы, которые перепродают товары в других
сетях. Многие хищения совершаются при пособничестве персонала.
Какими методами чаще всего пользуются воришки? Некоторые используют
сумки или контейнеры, выложенные фольгой, полагая, что смогут пронести
товар. Но если речь идет о профессионалах, то они используют пинцеты,
имеющиеся только у поставщиков, чтобы снять специальные сигнальные
наклейки или бипперы.
Кстати, именно «проффи» наносят максимальный ущерб владельцам
супермаркетов. Это настоящие жулики. В Европе даже образовалось так
называемое «движение евробомжей». Это в некотором смысле экстремальный
и откровенно криминальный вид спорта, как, скажем, футбольное
хулиганство. Суть его сводится к тому, что молодые люди колесят по
Европе с минимумом денег в кармане. Правил в этой игре масса, но одно
из основных состоит в том, что настоящий «евробомж» не имеет права
ничего покупать в супермаркетах – он должен исключительно воровать.
Технический уровень слежения на Западе на порядок выше украинского.
Следовательно, вернувшись из своего путешествия, отечественный
«евробомж» становится носителем солидного багажа знаний и опыта
магазинного воровства.
Кроме того, профессиональные воры посвящены в тонкости не только
европейской, но и украинской системы охраны магазинов. Увы, во многих
наших супермаркетах в целях экономии используются лишь муляжи камер
слежения, которые вешают для запугивания потенциальных похитителей. К
тому же, по нашему закону, видеозапись не может быть представлена в
качестве доказательства преступления.
Чужой среди своих
Рассказывают, что в одном из крупных магазинов регулярно выходила
из строя система видеонаблюдения. Не надолго. Минуты на две-три.
Оказалось, что за это время охрана успевала заменить дорогой алкоголь,
на подделки…
Сотрудники как небольших, так и крупнейших сетевых магазинов воруют
у своих хозяев и деньги, и товары. Хищения происходят и на бумаге, и на
компьютере, и на складе, и в самом торговом зале. Рабочий склада прячет
небольшого размера товар в пустую тару или в отходы, а, доставляя по
заказу администратора в торговый зал крупногабаритное изделие, заодно
вывозит что помельче. Охранник вульгарно крадет в ночную смену.
Однако совершать хищения в одиночку – достаточно рискованное
занятие. Чаще всего в супермаркетах, где воровство цветет особенно
пышным цветом, действуют целые преступные группы, находящиеся в
сговоре: кассиры с охранниками, продавцы с администраторами, грузчики с
продавцами – комбинации могут быть любые.
За украденное расплачиваются… законопослушные покупатели
Как бы это парадоксально не звучало – но это правда.
Законопослушные граждане, сами того не зная, вынуждены оплачивать
потери супермаркетов. До 5% в цене товаров, которые мы покупаем,
заложены на магазинные кражи.
Как отмечает эксперт Аналитического центра Юрий Левада, «точной
статистики краж в супермаркетах нет и быть не может». Причин тому
несколько. Во-первых, лишь в одном случае из десяти удается схватить
вора за руку. Во-вторых, как ни странно, сами магазины не спешат
делиться такими цифрами. Однако, по словам специалиста, исследования
социологов говорят о том, что в среднем воровство в каждом магазине
составляет примерно 2-3% от его оборота. «Причем не менее половины
общего объема хищений приходится на персонал», – подчеркнул эксперт. За
все это расплачиваются честные граждане.
Советы от «УК»: как выявить магазинного вора
Выявить вора помогут наблюдательность и минимум знания человеческой психологии.
1. Уделяйте внимание покупателям. Приветствуйте каждого
покупателя. Это хорошо для бизнеса и плохо для воров, которые стараются
избежать внимания и контакта с персоналом. Когда потенциальный вор
знает, что за ним ведется постоянное наблюдение, он отказывается от
совершения кражи.
2. Наблюдайте за руками. Осторожно наблюдайте за движениями ладоней
и рук Ваших покупателей. Помните, что воруют именно руками! Будьте
подозрительны к любому резкому или необычному движению рук. У многих
профессиональных воров руки быстрее глаз. Обращайте внимание на
внезапно (необъяснимо) исчезнувший товар около находящегося рядом с
полкой покупателя. Такое исчезновение обычно означает работу вора.
3. Наблюдайте за глазами. Многие потенциальные воры могут быть
выявлены по ненормальному движению глаз и шеи (головы). Будьте
подозрительны к бегающим, прищуренным, избегающим взгляда глазам,
двигающимся во всех направлениях в попытке убедиться, что их действий
никто не видит. Также наблюдайте за необычными или подозрительными
движениями головы, не как у обычного покупателя, если вместо взглядов
на полки с товаром, покупатель сморит по сторонам всего магазина.
4. Наблюдайте за эмоциональной реакцией. Многие воры могут проявить
себя определенной эмоциональной защитной реакцией. Вот некоторые
реакции, на которые следует обращать внимание:
-покупатель нервно смотрит по сторонам без особой причины;
-покупатель прячет взгляд или изображает удивление, когда его приветствует персонал;
-покупатель, который смотрит по сторонам или оглядывается назад,
отходя от полки с товаром, как бы убеждаясь, что за ним не наблюдают.
5. Другие подозрительные действия:
- покупатель, который отвлекает персонал во время упаковки товара;
- блуждающий покупатель, не предпринимающий попытки что-либо купить;
- группа молодежи, собравшаяся вокруг дисплея с товаром;
- покупатели с открытыми сумками или пакетами из других магазинов, которые они ставят на полки с товаром.