Сегодня
все большую популярность приобретает западный опыт торговли парфюмерией
– openspace. Это магазины площадью от 200 кв. м, в которых весь
ассортимент выставлен на открытых стендах и полностью доступен
покупателям. С точки зрения маркетинга это правильно и хорошо. А как
быть с потерями от воровства?
По статистике наибольшее число краж в супермаркетах приходится на
баночное кофе и парфюмерию. А значит, не только парфюмерные отделы
этого формата, но и современные парфюмерные магазины, построенные по
схожему принципу, требуют внимательного отношения к собственной
безопасности. Чуть не углядишь – и найдется какой-нибудь нечистый на
руку покупатель или продавец, возжелавший поживиться за чужой счет.
Профи
Условно магазинных воров можно разделить на три
социально-психологические группы. Первая, наименее многочисленная, но
наносящая торговым предприятиям самый большой экономический ущерб -
воры-профессионалы. Они великолепно ориентируются в торговом зале,
умеют с одного взгляда выделить в толпе покупателей сотрудников службы
безопасности, имеют свои приемы, позволяющие избежать всевидящего ока
камер наблюдения.
Евгений Гончаров, помощник генерального директора по безопасности и
кадровой политике торговой сети «Копейка», говорит: «Поймать
профессионального магазинного вора очень сложно. У них постоянно
появляются новые приемы и сценарии. Например, наши московские коллеги
рассказывают, что в последнее время участились кражи с участием детей.
Недавно имел место случай, когда целое семейство в составе мамы,
маленького мальчика и бабушки пыталось украсть 18 блесков для губ
Chanel, Estee Lauder и других дорогих марок. Причем весь неоплаченный
товар со срезанными магнитными метками находился в рюкзачке мальчика.
Только благодаря сотруднику СБ, обратившего внимание на подозрительные
действия бабушки мальчика (позднее выяснилось, что она срезала
магнитные метки с товара), воришек удалось задержать. Причем самое
интересное, что после того, как «покупка» по требованию работников
магазина была оплачена, дала внуку подзатыльник и демонстративно
заявила: «За то, что прокололся».
Из более прозаичных техник можно выделить разного рода «матрешек». Суть
этого метода заключается в том, что товар со срезанной магнитной меткой
прячется либо внутри большей упаковки более дешевого товара, либо в
совершенно постороннем предмете. Опять же ссылаясь на опыт москвичей, с
которыми мы поддерживаем самые тесные отношения, могу рассказать такой
случай. В одном из крупных парфюмерных магазинов Москвы был задержан
вор-профессионал по кличке Книголюб. Молодой человек регулярно посещал
магазин, прохаживаясь по залам с книгой "Парфюмер" Патрика Зюскинда. В
книге была вырезана прямоугольная полость размером чуть больше
стандартного флакона для духов в 100 мл. Сколько флаконов было таким
образом вынесено из магазина, уже не узнает никто. Попался же воришка с
туалетной водой Emporio Armani.
В дополнение к словам нашего консультанта можно добавить, что в
«дорогих» магазинах парфюмерии, где товар часто расположен в закрытых
витринах и демонстрируется покупателю продавцом-консультантом только по
требованию, профессиональные воры часто применяют технику отвлечения
внимания. Это целый спектакль, разыгрываемый двумя и более
злоумышленниками. Его цель – запутать продавца, заставить выпустить из
поля зрения выданный для ознакомления товар. Сценарий «действа» может
быть разный, но чаще всего к продавцу-консультанту одновременно
подходит сразу несколько покупателей и каждый начинает просить показать
какой-либо образец. В какой-то момент образуется неразбериха, и один из
«актеров» «выпадает» из поля зрения. Естественно, с дорогими духами или
чем-то еще не менее ценным.
Любители адреналина
Вторая группа магазинных воров сложных техник воровства, описанных
выше, не использует. Эта категория самая многочисленная, и если
«профессионалы» берут умением, то эти массовостью. Имя им «экстремалы».
18.00 до 20.00. - именно в это время совершается больше всего краж.
Также количество украденного зависит от того, где расположен магазин –
в спальных районах воруют чаще и больше, нежели в центральных.
В последнее время появилась категория достаточно молодых воришек. Это
молодые люди, которых с первого взгляда сложно идентифицировать как
воришек. Они хорошо одеты и воровством зарабатывают на карманные
расходы. Также часто воруют дети, как правило, это девочки, которые не
могут устоять перед широким выбором косметики.
Молодежную категорию экстремалами в чистом виде назвать нельзя. Для
настоящего любителя острых ощущений материальная сторона дела имеет
второстепенное значение. Среди них встречаются люди более чем
обеспеченные. Это могут быть даже директора крупных компаний с месячным
доходом в несколько тысяч долларов. Для этих людей важен сам процесс,
риск быть пойманным, адреналин в крови. Психологи говорят, что подобная
психологическая «встряска» - очень действенный способ снять
повседневный стресс, уйти от обыденности.
Однако и профессиональными ворами молодые люди тоже, конечно, не
являются. Скорей это нечто среднее между «классическим экстремалом» и
«евробомжом», которые все чаще появляются в магазинах. Расскажем о
последних подробнее. .
«Евробомжи» - неформальное молодежное движение, зародившееся во Франции
около двадцати лет назад и быстро распространившееся на всю Европу. Его
участники, как правило, достаточно обеспеченные молодые люди, выражая
свой социальный протест, полностью отказываются от любых контактов с
деньгами. А поскольку есть-то хочется всем вне зависимости от
убеждений, одна из заповедей евробомжа – обеспечить себя всем
необходимым евробомж должен исключительно воровством.
Особая неприятность появления представителей этого движения заключается
в том, что в Европе, где «стажировались» наши отечественные «евробомжи»
системы безопасности находятся на более высоком уровне. А значит,
обмануть отечественную СБ экстравагантным молодым людям особого труда
не составляет. Поймать «евробомжа» зачастую ничуть не легче, чем
профессионального вора. Хотя они и не «профессионалы» в чистом виде.
Больные
Экстремалов часто путают с другой, намного менее распространенной
категорией магазинных воров - клептоманами. Это далеко не одно и то же.
Хотя многие застигнутые на воровстве в магазинах и пытаются «косить»
под последних, на самом деле они таковыми не являются.
Согласно международной классификации болезней, клептомания -
психическое расстройство, которое проявляется в неспособности
сопротивляться импульсивному влечению похитить предметы, не
представляющие материальной ценности. Можно еще раз подчеркнуть «не
представляющие материальной ценности». А в нашем случае, особенно если
речь идет о магазине дорогой парфюмерии, стоимость похищенного довольно
высока.
Клептомания – заболевание довольно редкое и в общем количестве магазинных воров клептоманов не более одного-двух процентов.
Задержать клептоманов достаточно легко. Свои действия они никогда не
планируют. Кража происходит спонтанно и потому эта категория часто
«прокалывается»..
Мелкие пакостники
Это последняя и, пожалуй, самая неприятная категория недобросовестных покупателей.
Чаще всего подобные клиенты встречаются в парфюмерных отделах дешевых
европейских супермаркетов. Например, французский символ неблагополучия
ТАТИ ежедневно несет значительные убытки из-за посетительниц, которые
прямо в отделах буквально литрами выливают на себя недорогие духи и
килограммами намазываются второсортными кремами. Подошла, пока никто из
персонала не видит, вскрыла коробку, вылила на себя половину
содержимого флакона – и к следующей полке. Из торгового зала ничего не
выносится, но «начатый» товар продать уже невозможно, а поскольку
подобной «дегустации» подвергается значительное количество упаковок,
потери магазина бывают очень серьезны.